Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 05.05.2024, 11:17 |
Выбор темы научно исследовательских работ учащихся. | |
Приветствую Вас Гость |
|
Исследовательская деятельностьЭкологическое образование в проектно- исследовательской деятельности учащихся. И.С.Чернова Экологическое образование и воспитание учащихся – сложный процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природе, умении предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое – долг каждого гражданина. В содержании школьного образования должны быть включены система знаний о взаимодействии общества и природы, система норм и правил отношения к природе, система формирования умений и навыков по её изучению и охране. Поскольку охрана природы должна трактоваться как охрана единого целого, а не отдельных компонентов (воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса ) основы экологических знаний гармонично вписываются в школьный курс физики. При этом большое внимание уделяется связи экологических знаний с существующими в курсе «Физика» системой политехнических знаний. Физика – одна из многих наук о природе, изучающая физические свойства природной среды.учитель физики МОУ Самарской СОШ №4, заместитель руководителя школьного исследовательского общества «Поиск». с. Самарское В школьных учебниках вопросы охраны окружающей среды отражены слабо, так же за два часа в неделю при изучении физики в общеобразовательной школе на эти вопросы не возможно уделить должное внимание. Поэтому на уроках при изучении конкретных тем, отмечаю воздействие научно - технического прогресса на окружающий мир, определяю проблему экологии, стараюсь заинтересовать ребенка, но не даю конкретного объяснение возникшей проблеме, предоставляя возможность ученику самому найти ответы на поставленные вопросы. В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены, положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. При этом необходимо учитывать, что: - экологические темы должны быть логически связаны с содержанием физики, их содержание должно быть направлено на конкретизацию и углубление физических знаний; - они должны способствовать пониманию последствий процессов воздействия человека на окружающий мир; - изучаемые вопросы должны быть адаптированы к возрастным особенностям мышления учащихся, их опыту, призваны активизировать их умственную деятельность, способствовать развитию ассоциативного мышления. На уроках физики уделяется внимание следующим темам экологического направления: • саморегуляция биосферы; • рост потребления топлива и энергии; • водные и воздушные ресурсы; • угроза повышения температуры Земли; • экология жилья, шумовое загрязнение; • электромагнитное воздействие; • биологическое действие лёгких и тяжелых ионов; • различие в отражательной способности разных поверхностей с экологической точки зрения. Для формирования социальной позиции учащихся, необходимо предоставить учащимся возможность удовлетворения индивидуального интереса к данной проблеме, найти ответы на поставленные вопросы, используя печатные издания и использовать умение поиска в Интернете. Это достигается вовлечением учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Одним из направлений секции «Физика» школьного научно - исследовательского общества «Поиск» является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:
Исследовательская работа учащихся предполагает активные формы организации деятельности, так как это способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала, формированию творческих способностей. Учащиеся под руководством учителя в свободное от занятий время ищут информацию для подготовки проектов, подбирают кино- и видеофильмы, компьютерные программы, организуют исследовательскую деятельность по экспериментальному установлению зависимости между величинами. Учащиеся учатся осуществлять все этапы проектной деятельности: • постановку задач, • выдвижение гипотез, • планирование исследований, • сборку установки для проведения экспериментов, • наблюдения и измерения, используя физические приборы, • фиксацию и анализ результатов эксперимента, • оформление результатов. При проведении проектной работы большое внимание уделяется защите проектов - это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной деятельности учащихся. В ходе зашиты, школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Учащиеся учатся защищать свои проекты сначала в школе перед учащимися, потом на районных и областных конференциях. За время деятельности секции «Физика» учащимися были разработаны и защищены следующие проекты:
В результате данной деятельности учащийся получает дополнительно фундаментальные знания по изученной теме, которые дополняют базовый курс физики, не изучаемый в полной мере на уроках. У школьника формируются навыки исследовательской работы, умение отбирать нужную информацию, используя разнообразные источники, представлять материал в печатном и электронном виде в программе Power Point, грамотно защищать свои взгляды на поставленные проблемы. Для этого в школе работает электронная библиотека, мультимедийный класс, где каждый ученик может заниматься за компьютерами в свободное от уроков время, при необходимости выходить в Интернет. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |